

СОУТ в настоящий момент — единственная установленная действующим законодательством процедура, позволяющая оценить условия труда на рабочих местах и оценить их «вредность» или «не вредность».
Эта процедура является обязательной для любого работодателя в силу статьи 212 ТК РФ. Таким образом, каждое юридическое лицо либо работодатель — индивидуальный предприниматель обязан провести СОУТ на рабочих местах своих сотрудников. Не исключением являются и организации, работающие либо использующие в своей работе сведения, относящиеся к государственной тайне. Каких-либо нормативных актов, регламентирующих особенности проведения СОУТ в этих организациях, нет, поэтому процедуру оценки в них проводят «на общих основаниях», учитывая, однако, положения законодательства о государственной тайне.
К «закрытым» предприятиям, работающим со сведениями, составляющими государственную тайну, как правило, относятся научные институты, занимающиеся военными разработками, предприятия системы Росрезерва, объекты по уничтожению химического оружия, ядерные центры
Проведение СОУТ регламентируется Федеральным законом
СОУТ должна быть проведена в отношении всех рабочих мест, кроме рабочих мест надомных работников, дистанционных работников, работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Этапы и последовательность проведения СОУТ установлены статьёй 3 Федерального закона № 426-ФЗ. В соответствии с ней, СОУТ является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных гигиенических нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Одной из обязанностей работодателя при проведении СОУТ является предоставление экспертной организации, выполняющей процедуры СОУТ, необходимой информации по оцениваемым рабочим местам, применяемом на них оборудовании, технологиям, материалам и сырью. Если указанные сведения относятся к государственной тайне, то для работы с ними эксперту необходимо получить определённую форму допуска, но даже и в этом случае ознакомление его с данными сведениями будет возможно, как правило, только непосредственно на территории «закрытого» предприятия.
Существуют три формы допуска к секретной информации, в зависимости от степени её секретности и последствий несанкционированного разглашения:
- первая — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
- вторая — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
- третья — для граждан, допускаемых к секретным сведениям.
В практике работы организаций, занимающихся СОУТ на «закрытых» предприятиях, наиболее часто встречаются рабочие места, для проведения оценки на которых необходимо получить третью, самую «лёгкую», форму допуска. В таких организациях обычно есть несколько сотрудников, имеющих необходимую форму допуска.
По итогам проведения СОУТ экспертная организация, в силу указаний статьи 18 Федерального закона № 426-ФЗ, обязана направлять определённую отчётную информацию в электронном виде в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения, при этом сведения, содержащие государственную (либо иную охраняемую законом тайну), в Федеральную систему не передаются.
Пример
Существуют закрытые административные территориальные образования. Например, в Нижегородской области это — Федеральный ядерный центр в г. Саров. Саров — закрытый город, и чтобы просто попасть туда, сотрудникам экспертной организации необходимо получить не только как минимум третью форму допуска, но и дополнительное разрешение в ФСБ.

