8 800 333 55 71 Бесплатно по РФ

Порядок проведения специальной оценки условий труда

1 Июля
6088
10 минут

Еще в 2013 году Советом Федераций был одобрен закон №426 - закон о специальной оценке условий труда. Целью его было обязать работодателей вместо аттестации рабочих мест осуществлять новую процедуру, комплекс мероприятий. Она стала обязательной для всех рабочих мест; исключение составляют надомные работники, фрилансеры, а также работодатели - физические лица (не ИП) и религиозные организации.

Что регламентирует закон о СОУТ?

В первую очередь, он определяет сам порядок проведения СОУТ (глава 2 закона). На работодателя ложатся все организационные и финансовые обязательства по проведению СОУТ. Он определяет сроки проведения - согласно нормам законодательства РФ - процедуры. В норме специальная оценка должна осуществляться не реже одного раза в пять лет, но законом оговариваются случаи, когда требуется внеплановая спецоценка.

1. Создание комиссии по СОУТ

Работодатель инициирует создание специальной комиссии для проведения СОУТ (закон оговаривает, что в нее должно входить обязательно нечетное количество людей). В состав комиссии по проведению СОУТ должен входить в качестве представителя от работодателя специалист по ОТ или другой сотрудник, прошедший обучение по ОТ и технике безопасности, представитель профсоюза. Если работодатель относится к малому бизнесу, то он лично входит в состав комиссии. С 1 января 2020 года вступило в силу дополнение к 9 статье ФЗ: если работодатель не может сформировать комиссию, то ее функции выполняет он сам или иной уполномоченный им сотрудник. Комиссия по проведению СОУТ утверждает график осуществления спецоценки, формирует перечень рабочих мест, для которых требуется оценка условий труда.

2. Договор с экспертной организацией

Затем работодатель заключает договор с экспертной организацией, которая и будет проводить саму процедуру СОУТ.

К организации, нанятой для проведения комплекса мероприятий по специальной оценке, закон предъявляет ряд требований:

  • Осуществление СОУТ должно быть основным или одним из основных видов ее деятельности. Это должно быть указано в Уставной документации.
  • В штате должны быть минимум 5 экспертов, имеющих право проводить СОУТ.
  • В структуру организации должна входить лаборатория, получившая аккредитацию от Федеральной службы по аккредитации на проведение необходимых при спецоценке измерений.

Все организации, специализирующиеся на проведении СОУТ и соответствующие приведенным выше требованиям, вносятся в специальный реестр (доступен на сайте министерства труда и соцзащиты).

Статья 4 ФЗ о СОУТ обязывает работодателя передать экспертной организации все необходимые сведения и документы для проведения оценки.

После заключения договора специализированная организация должна выполнить:

  • идентификацию вредных и/или опасных факторов;
  • исследования и измерения указанных факторов;
  • распределение рабочих мест по классам (подклассам) в зависимости от вредности производственных условий.

По итогам осуществления СОУТ эксперты оформляют отчет, который предоставляется работодателю. Прежде чем приступить к идентификации факторов, но не позднее 5 дней с момента заключение договора о проведении спецоценки организация обязана передать требуемые законом сведения в информационную систему учета (Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда) и получить идентификационный номер, который она должна сообщить работодателю (ФЗ от 27 декабря 2019 г.).

3. Идентификации вредных и (или) опасных факторов

Порядок выполнения идентификации определяет Методика проведения СОУТ (Приказ Министерства труда и социальной защиты № 33 от 24 января 2014 года). Методика СОУТ (гл. 2) регулирует перечень рабочих мест, в отношении которых не требуется проводить идентификацию. Согласно изменениям, внесенным в ФЗ в декабре 2019 года, при идентификации должны теперь учитываться результаты производственного контроля за условиями труда и результаты осуществления санитарно-эпидемиологического контроля.

Процесс идентификации вредных и (или) опасных факторов включает:

  • выявление и описание факторов производственной среды, потенциальных источников вредных и опасных для здоровья сотрудников факторов;
  • сравнение их с классификатором вредных и (или опасных) факторов, определенным законом 426-ФЗ.

Декларация

Если эксперт не нашел совпадений, то условия труда признаются допустимыми. В этом случае работодатель подает на такие рабочие места декларацию о соответствии условий труда установленным нормам. Она будет действительна в течение 5 лет с момента внесения сведений о проведении СОУТ в информационную систему учета. Однако, если будет выявлено, что спецоценка была выполнена с нарушениями, то декларация будет признана недействительной. Также ее действие прекращается, если на задекларированном рабочем месте происходит несчастный случай.

4. Исследования и измерения вредных и (или) опасных факторов

Если эксперт находит совпадения между выявленными факторами и классификатором, он принимает решение о проведении исследований и измерений этих факторов. Этим занимается лаборатория организации. При проведении испытаний экспертная организация обязана использовать методики (методы) измерений, прошедшие проверку и аттестованные - для соблюдения единства измерений.

Все исследования выполняются во время обычной деятельности сотрудника, при штатном использовании оборудования и материалов. Если выполнение измерений может поставить под угрозу жизнь и здоровье работника, то в этом случае испытания проводиться не будут, а рабочему месту автоматически присваивается опасный класс условий труда. Измерения нужно проводить для всех рабочих мест, на которых были выявлены вредные и/или опасные факторы. Но если они аналогичны, то проведения замеров нужны только для 20% таких рабочих мест (минимум 2), а результаты будут действительны для всей группы.

Статья 13 ФЗ определяет, для каких факторов требуются проведения измерений: физические, химические, биологические факторы. Также при проведении исследования учитываются тяжесть и напряженность трудового процесса. Подробные инструкции по расчету для различных факторов можно найти в Методике проведения СОУТ (4 глава).

5. Распределение рабочих мест по классам (подклассам)

Затем, согласно пункту 3.16 Методики, сведения о проведенных измерениях вносятся в протокол, а рабочие места, где проводились испытания, по итогам СОУТ распределяются по классам (подклассам) условий труда - оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

6. Отчет о проведении спецоценки

После проведения всех требуемых согласно нормам методики проведения спецоценки мероприятий организация формирует отчет о проведении спецоценки. В него включаются сведения о самой организации, перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка, карты СОУТ, протоколы измерений, сводная ведомость о проведении спецоценки, перечень мероприятий, необходимых для улучшений условий труда, заключение эксперта.

С 2020 года в отчет включаются замечания и возражения работника на результаты оценки и идентификационный номер.

7. Карта СОУТ

Карта специальной оценки оформляется только для тех рабочих мест, участвовавших в измерениях. За ее заполнение отвечает эксперт организации.

В нее вносятся сведения:

  • О результатах оценки для конкретного рабочего места.
  • О работнике (должность, СНИЛС).
  • О рабочем месте: используемое оборудование, количество аналогичных рабочих мест.
  • Класс (подкласс) условий труда.
  • Рекомендации по улучшению условий труда.
  • Сведения о работодателе.

Карта обязательно подписывается каждым членом комиссии и работниками.

8. Утверждение отчета о проведении СОУТ

После утверждения отчета всеми членами комиссии, работодатель передает информацию о его утверждении в организацию, выполнившую спецоценку. Затем эта организация обязана в течение 10 дней после утверждения отчета внести сведения в информационную систему учета и оповестить об этом работодателя.

Контроль за исполнением нормативных требований находится в сфере ответственности федеральных органов исполнительной власти, профсоюзный контроль осуществляет инспекция труда профсоюзов.

Внеплановая спецоценка

Необходима в случае ввода новых рабочих мест, изменения технологического процесса и используемых материалов, изменений в СИЗ, получения специального предписания о внеплановом проведении специальной оценки, в случае, если на производстве произошел несчастный случай. Согласно изменениям, внесенным в ФЗ в декабре 2019 года, внеплановая оценка может проводится при наличии мотивированных возражений от профсоюзных организаций, в том числе основанных на возражениях работника. При введении в эксплуатацию новых рабочих мест и при переменах в технологическом процессе на проведение внеплановой оценки дается 12 месяцев, в прочих случаях - 6. Работник может влиять на результаты оценки на его рабочем месте. Он вправе обратиться к эксперту организации, проводящей оценку, и заявить о наличии потенциально вредных и опасных факторов на его рабочем месте.

Для чего нужны результаты оценки?

В первую очередь, для планирования мероприятий по улучшению условий труда. Согласно правилам методики проведения спецоценки организация передает работодателю рекомендации, как улучшить условия труда. Эти рекомендации обязательны к выполнению для работодателя. Также результаты спецоценки требуются для определения гарантий и компенсаций, пересчета взносов в ПФР, обеспечение СИЗ, медосмотров и т.д.

С 1 января 2020 года действует положение о том, что сведения о результатах оценки могут использоваться, если они внесены в информационную систему учета.

Комментарии

Есть что добавить?

Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку
персональных данных и соглашаетесь
с политикой конфиденциальности

Выберете ваш город:

Поиск