Выберете ваш город:

Поиск

8 843 255 51 85 Казань
8 800 333 55 71 Бесплатно по РФ

Московский сталкер: мы поехали с экспертами и с дозиметрами в «зараженную» зону в Коломенском и вот что обнаружили

Чтобы попасть в зону радиоактивного заражения, не нужно даже через забор перелезать. Достаточно просто подняться на пригорок у железнодорожной платформы Москворечье и пойти по хорошо натоптанной тропинке. По ее краям попадаются костровища и винные бутылки — местные явно не прочь тут посидеть. Но последнее время основные посетители этих мест другие, и они тоже оставили красноречивые следы своего пребывания. Тут и там попадаются скомканные белые малярные комбинезоны, очки и респираторы — экипировка охотников за радиацией.

Мы сами одеты так же. Одноразовый комбинезон для малярных работ, перчатки и респиратор я купил накануне в строительном магазине, а очки забыл. — Главное — прикрыть глаза и органы дыхания, — предупреждает специалист группы компаний «Экостандарт» Сергей Гончаренко и вручает мне запасные строительные очки. — Судя по тому, что я почитал накануне, гамма-излучение тут небольшое. Главное, не допустить попадания зараженных частиц в организм. Наш поисковый дозиметр ДКС-АТ 1121 пока и правда ничего страшного не показывает.

— Сто двадцать нанозивертов в час — это даже для квартиры нормально, — поясняет Сергей.

Звучит успокоительно. Чтобы правильно понимать: нормальный природный радиационный фон — 0,2 микрозиверта в час, то есть 200 нанозивертов в час, в Москве часто бывает 0,3 микрозиверта в час, и это тоже считается в нашем городе нормой.

Вскоре мы замечаем три березки, обмотанные понизу пищевой пленкой, на которую налеплен знак радиационной опасности. Скорее всего, место огородил кто-то из экологов-любителей. Профессионалы из НПО «Радон», как мы вскоре убедимся, отмечают места заражения по-другому.

Возле березок цифры на нашем приборе начинают расти и приближаются к природному фону — 200 нанозивертов в час. Сергей решает замерить альфа- и бета-излучение. Он раскрывает черный чемоданчик и собирает второй, более основательный прибор — дозиметр-радиометр ДРБП-03. Головкой, больше всего похожей на душ, он начинает водить по земле внутри огороженного пленкой периметра, словно врач стетоскопом. Дозиметр стрекочет, как в кино, на экране появляется цифра 38.

— Это все в пределе погрешности, — заключает Сергей.

Рядом свалена целая куча использованных комбинезонов. Неудивительно: кто тут только за последние дни не побывал. Экологи из «Гринпис», муниципальные депутаты, местные активисты и журналисты. Дело в том, что тут, в глухом юго-восточном углу парка «Коломенское», находится самый большой в Москве ядерный могильник. А теперь вплотную к нему начинается стройка новой городской магистрали — Юго-Восточной хорды.

Источник загрязнения — Московский завод полиметаллов, производящий топливные элементы для атомных станций. Его корпуса, обшитые модным белым и синим пластиком, виднеются из-за увитого колючей проволокой бетонного забора. В середине прошлого века, когда требования радиационной безопасности были много мягче, а стране нужен был мирный атом, завод захоранивал остатки использованных в производстве урановых и ториевых руд прямо у себя за забором. Сколько тут всего радиоактивных отходов — вопрос дискуссионный. Некоторые экологи говорят о 800 тыс. тонн. Отвечающее за атомную безопасность столицы ФГУП «Радон» в 2010 году (оно тогда еще называлось ГУП МосНПО «Радон») приводило более скромную цифру — 100 тыс. тонн. В общем, немало.

Немудрено, что строительство здесь хорды всполошило всех. Оценки в итоге разнятся от «в Москве устроят второй Чернобыль» (такова позиция экоактивистов) до того, что «новая трасса не пройдет через участки с особыми экологическими условиями» (так заверяют в Москомархитектуре). Мы решили проверить все сами и привлечь профессиональных дозиметристов с нормальной техникой.

— Прибор, которым мерили экологи — это простенький бытовой дозиметр. Так, продукты померить. А наши дозиметры проверенные, со всеми документами, — объясняет Сергей Гончаренко.

Известно, что самые зараженные участки могильника расположены между заводом и Москвой-рекой. Но нас они не особо интересуют, ведь магистраль-то пойдет не там. А пойдет она между железной дорогой и заводом полиметаллов до реки, где рядом с двумя железнодорожными мостами построят еще один автомобильный.

Подробнее